Добрый вечер, уважаемые слушатели !

Сегодня перед вами в Санкт-Петербургской детской школе искусств имени Валерия Александровича Гаврилина выступает Санкт-Петербургский инструментальный барочный дуэт «Перекличка птиц»

Руководители школы имени Гаврилина любезно пригласили нас для выступления в этих стенах, в этом прекрасном зале.    И мы рады премьерно представить вам здесь воплощение имевшегося у нас с некоторых пор замысла — музыкально-литературную программу «Детский альбом».

О ней, о её культурно-историческом месте я сейчас немного расскажу вам, а далее будет звучать музыка и сопровождающие её небольшие лирические ремарки.

*   *   *

В классической музыке существует течение, в рамках которого композиторы обращаются к юной части человечества.   Ряд видных композиторов иногда сочиняли произведения о детях, о мире глазами детей и также для детского исполнительства.

Данное течение активизируется в XIX веке и продолжается до сих пор.   Значительный, исходный, вклад в него внёс немецкий композитор Роберт Шуман в первой половине XIX века, создав прекрасные фортепианные циклы «…Для маленьких и больших детей», «Детский бал», «Детские сцены».   Эти произведения одновременно открывают в русле детской музыки более узкую традицию, во-первых, именно фортепианных циклов,  а во-вторых, их названий, производных от слова «дети».   А ведь у того же Шумана детскую музыку представляют и вокально-инструментальные сочинения.

В России шумановскую эстафету перенял Пётр Ильич Чайковский.   Он существенно обогатил и мир детской музыки в целом, и традицию фортепианных произведений с корнем «дет-» в названии.   Естественно, мы имеем в виду его нетленный «Детский альбом», пьесы из которого в нашей стране играли и играют, наверное, все занимающиеся музыкой дети.   Этот цикл из «24 лёгких пьес для фортепиано», как значится в его подзаголовке, Чайковский написал в 1878 году, посвятив своему племяннику Володе Давыдову.   При этом он не только передавал в музыке детское мировосприятие, но и ориентиро­вался на детское музицирование.   В отличие же от этого «детские сцены» Шумана — по своим названиям они близки картинам Чайковского — это музыка для исполнения её взрослыми, которые не желают забывать своё детство.   По словам автора, он создал «отражение прошлого глазами старших и для старших».   И такой подход в детской классической музыке, пожалуй, преобладает.

В России «Детский альбом» Чайковского побудил композиторов создавать фортепианные циклы для детей и иногда точно так же их называть.   Аналогичное движение параллельно Чайковскому имеет место и за рубежом.   В результате в XIXXX веках возникла целая плеяда интересных фортепианных сборников, а словосочетание «Детский альбом» стало одновременно и именем собственным, и нарицательным.   Давайте бегло отдадим дань мэтрам мировой классики: Клод Дебюсси — «Детский уголок»,  Бела Барток — «Для детей»,   Сергей Прокофьев — «Детская музыка»,  Дмитрий Шостакович — «Детская тетрадь»,  а у Александра Гречанинова, Самуила Фейнберга, Арама Хачатуряна, Георгия Свиридова — «Детский альбом»…

…Отсюда перейдём к «Детскому альбому» от «Переклички птиц».   В связи с ним у вас, возможно, возникает вопрос — детская музыка сочинялась композиторами, а тут ведь за дело берутся музыканты?

Ответ сейчас будет дан, но вначале маленькое отступление.    Для тех, кто ещё не знаком с «Перекличкой птиц», напомним, что дуэт исполняет французскую клавесинную музыку позднего барокко, эпохи рококо.   Эту эпоху именуют «галантный век», что означает царство утончённости, изящества — в искусстве, в бытовой сфере и в человеческих отношениях.   Основные композиторы для дуэта — это жившие в XVIIXVIII веках Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.   Их пьесы в лирическом ключе запечатлевают портреты людей, образы природы, а также бытующие в то время танцы.

Так вот, мы взяли из наследия галантных клавесинистов наиболее утончённые, нежные произведения и составили из них сюжетную подборку (иначе говоря «композицию»), которая посвящена «детскому миру», хотя и не ориентирована на детское исполнительство.

Такая наша акция может показаться весьма произвольной, и это мнение опирается на существенный аргумент.   Он заключается в том, что детская музыка, как говорилось выше, начинается в XIX веке, а в барочную эпоху её не было.   Если же говорить шире, то та развитая «индустрия детства», которую мы встречаем сегодня на каждом шагу — детская одежда и еда, детская литература и детский театр, детские медицинские, образовательные, развлекательные учреждения — существовала в европейской культуре не всегда, а начала ощутимо формироваться лишь в ХIХ веке, и «детские альбомы» в музыке есть как раз одна из составляющих этого процесса.

Чтобы лучше понять такой мировоззренческий разрыв между нами и эпохой барокко, представьте себе, например, что несколько веков назад, когда не существовало искусственных красителей, люди не пользовались на каждом шагу, как мы сейчас, яркими разноцветными предметами, их вещи выглядели более сдержанно, серо.    В этом смысле и детский мир был разительно беднее, чем ныне, и магазинов с названием «Детский мир» не было совершенно.

И тем не менее у нас имеется ряд контраргументов ЗА нашу программу, и их изложением мы завершаем это вступительное слово и далее переходим к музыке.

Во-первых, эпоха рококо характеризуется определённой инфантильностью, детскостью.   Мотивы героизма, мужественности, драматичной религиозности уступают в рококо место светской игривости, изнеженности.   В визуальном плане широко распространён образ розовощёкого малыша-Амура, осеняющего беззаботное эротичное времяпровождение знати — а ведь именно в её среде развивается живопись, музыка, архитектура и, скажем, так дизайн рококо.

Во-вторых, некоторые из пьес французских клавесинистов посвящены детям (в частности, ключевое для нас сейчас произведение «Девочка-подросток» Куперена) или же тем моментам жизни, которые ныне устойчиво связываются с детьми — например, певчие птицы, бабочки.

Наконец, мы сознательно сделали ставку на некую культурологическую игру, а культурологические игры, как Вы знаете, сегодня очень модны.   Но мы мотивированы не игровой формой, а ожидаемым игровым эффектом.   Мы хотели бы, чтобы подобранная музыка образовала при прослушивании такое же облако эмоций, что возникают от детской музыки классиков — при этом не только от вышеупомянутых фортепианных циклов, близких через их клавишность клавесину, но и от других форм — вспомните, например, то волшебное очарование, которое возникает от музыкальных картин балета «Щелкунчик» !   И вот мы полагаем, что наследие великих французских клавесинистов способно раскрыться таким же образом.   А вы, в свою очередь, сейчас оцените, так ли это !

И в заключение один заглавный штрих.   Чтобы название представ­ляемой вам программы было всё-таки более оригинальным, звучало ближе к исполняемым произведениям, мы даём ему подзаглавие — оно отсутствует в афише и в программках, а выступает на сцену лишь сейчас.   Это второе название таково :

« МАЛЕНЬКАЯ  ПРИНЦЕССА »

Означая галантное барочное прошлое, данное название одновременно шлёт поклон французскому писателю ХХ века Антуану Сент-Экзюпери с его бесподобной повестью «Маленький принц», её изящным и полным достоинства героем — Маленьким Принцем.

Итак, дорогие слушатели,

на сцене  «МАЛЕНЬКАЯ ПРИНЦЕССА» 

от барочного дуэта «ПЕРЕКЛИЧКА ПТИЦ» !

Программу «Детский альбом. Маленькая принцесса» составляют следующие произведения:

1.  Щебетание

2.  Девочка-подросток

3.  Джульетта

4.  Бабочки

5.  Курица

6.  Маленькие ветряные мельницы

7.  Кукушка

8.  Нежные жалобы

9.  Будильник

10.  Жига

11.  Дофина

12.  Перекличка птиц

Франсуа  Куперен

Франсуа  Куперен

Франсуа  Куперен

Франсуа  Куперен

Жан-Филипп  Рамо

Франсуа  Куперен

Луи-Клод Дакен

Жан-Филипп  Рамо

Франсуа  Куперен

Жан-Филипп  Рамо

Жан-Филипп  Рамо

Жан-Филипп  Рамо